Вам важно понимать ваши чувства и причину их возникновения? Бывают ли у вас ситуации, когда вам тревожно, а в причине вы не можете разобраться? Правда же, бывают?  Порой и взрослым людям сложно разобраться в своих эмоциях, а малышу просто не обойтись в этом без помощи взрослого.

 

И вот в чем, по мнению специалистов, нуждается малыш:

— ребенка нужно знакомить с эмоциями, давать ему их описание, говорить о возможной причине возникновения («ты огорчен, потому что…» или «ты рад, потому что..»);

— показывать, как эти эмоции выражаются на невербальном уровне (в мимике, жестах, позах) (картинки, пособия и ваша живая мимика).

—  помогать пережить эмоции (и положительные и отрицательные) не приглушая их и не преуменьшая их значения (обсудить, принять, говорить — «он не хотел тебя обидеть..», вместо  слов: «ой, да тут не на что обижаться»).

 

 

Мой малыш уже знаком с некоторыми эмоциями, и даже пытается мне помочь их пережить.

— Мама, ты огорчилась? – спросил мой сынулик, разбив кружку с компотом.

— Да, сынок, я огорчилась, потому что мне жаль, что кружка разбилась.

— А ты не ругаешься?

— Нет, я же видела, что ты нечаянно ее уронил.

— Давай я тебя обниму и поцелую. Два раза. И ты не будешь огорчаться.

 

Наши занятия по эмоциональному развитию проходят чаще всего в комплексе с другими. Например, когда мы читаем сказку, мы обсуждаем чувства героев и их изображения. Или играем в подвижные игры и тоже говорим об эмоциях. Например, игра «Дождик – Солнышко». По правилам мы выбирает домик, куда нужно прятаться от дождика. И когда светит солнышко (в это время я звеню в колокольчик),  Игнат бегает и радуется. А когда идет дождь и гремит гром (в это время я стучу в барабан), Игнат изображает либо испуг, либо грусть и прячется в домик.  Сыну нравятся такие игры из области «Психогимнастики».  Очень много интересных идей и готовых упражнений для развития эмоций и чувств можно найти в книге «Психогимнастика» Чистяковой М.И.  Здесь вы увидите этюды на выражение радости и удовольствия, удивления или  грусти, страха и стыда. Есть некоторые упражнения по нравственному воспитанию, которое автор называет высшей ступенью развития эмоциональной сферы.

 

Кроме подвижных или ролевых игр, когда мы вместе с сыном моделируем какую — либо ситуацию, и показываем друг другу «эмоции»,  еще у нас есть карточки и игровой набор.

Карточки из серии «Путешествия в мир эмоций».

IMG_6763

Я с их помощью  показываю Игнату характерные черты и рассказываю о причинах чувств. Или мы группируем героев, например, я кладу базовую картинку (крупное изображение лица) и прошу найти и назвать героев, которые испытывают такие же эмоции, которые изображены на картинках.

А набор с мишками мы используем еще и во время игр на развитие мышления и внимания. Суть игр в том, что нужно подобрать подходящие элементы одежды, например. Или придумать короткий рассказ, о том, что мишки ходят в гости или вместе играют и испытывают разные чувства, меняя выражения лиц.

IMG_6767

Мы пока используем игры, которые дают представление и тренируют основные эмоции (их рекомендуют изучать с детками до 3х лет) такие как:

— радость

— удивление

— удовольствие

— страх

— злость

— печаль

В дальнейшем этот список нужно расширять, знакомя малыша с оттенками чувств.

 

Мир эмоций для человека – это важная составляющая жизни. И то насколько комфортно будет малышу в коллективе, насколько будут развиты в нем способности к сопереживанию,  сочувствию, гуманности, насколько ярко он будет чувствовать радость, все это во многом зависит от эмоционального развития ребенка.

 

One comment on “Эмоциональное развитие ребенка

  • У нас сын в точности копирует маму и папу, поэтому мы стараемся объяснить свои чувства и почему так получается. Сын тоже уже может объяснить, что чувствует. Вот только игр у нас пока не было, возьмем ваши на вооружение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *