- Мама, я построил ракетную станцию! И она уже отправилась в космос, а еще вместе с ней полетел мой самолет! — сообщил мне Игнат, пока я творила на кухне борщ.

- А самолет в космос улететь не может,  у него энергии не хватит – решила я подать сыну тему для обдумывания.

- А на моей космической станции большой запас топлива! Целых тысяча тонн. Самой станции нужно 100 тонн топлива, а 900 тонн можно отдать самолету!

 

Я уверена, что это случайное совпадение, и он не мог посчитать эти самые тонны, но на секундочку я, признаюсь, оторопела.

 

Игната просто завораживают слова «тысяча», «сто тысяч», «миллион». Он запомнил что больше, а что меньше, и особенно эти вопросы интересуют его при попытках сравнить размеры и массы  животных. Почему то это для него важно, кто длиннее, кто тяжелее.  И часто, когда сынуля хочет выразить что-то ну уж совсем огромное, говорит: «Сто тысяч миллион пятьсот!». А потом шепотом спрашивает: «Мам, а это очень много?».

 

Сейчас Игнатка может считать до ста. Правда иногда трудность вызывает переход на новый десяток, забывается и весело декларирует: «Шестьдесят одиннадцать, шестьдесят двенадцать….».  И параллельно с повторением  чисел мы осваиваем понятия «четное» и «нечетное» (поначалу он путал с гласными и согласными, потому что раскрашивала я буквы и цифры черным и красным цветами), обратный (пока в пределах 5 получается считать) и поочередный счет (от 1 и до 10).

И специально для конкурса «Как научить ребенка», который проводится в блоге «Цветы жизни»  (спонсор — издательство «МИФ.Детство») я приготовила обзор наших игр «Математика для самых маленьких», которые помогают учиться:

— считать;

— соотносить цифры с количеством предметов и запоминать их графическое изображение;

— понимать что такое «номер по порядку»;

— ориентироваться что «больше» и «меньше»;

— складывать и вычитать.

В плане последовательности занятий я опиралась на рекомендации, приведенные в книге «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан, а сами упражнения без особенных усилий вплетались в наши комплексные игры, или придумывались во время повседневных дел.

 

Учимся считать

 

Первые шаги в обучении счету у нас наметились, когда Ингату было примерно 1 год и 2 – 3 месяца. И получилось это как-то спонтанно. Сынуля заинтересовался камешками во дворе, взяв их обеими руками. И обратил внимание, что в одной ладошке «один камн» а в другой «много», много – это было «три». Тут я поняла, что где-то/когда-то уже успела проговориться про «один и много» и с того момента стала уже осознанно считать все, что только можно: камешки, веточки, ступеньки, шаги, игрушки… И впервые Игнат посчитал самостоятельно до 10, когда раскладывал восковые мелки в большую коробку от ампул (кажется хлористого кальция, которая осталась со времен введения в наш рацион творога) на тот момент ему было 1 год и 6-7 месяцев. Нет, он, конечно, делал ошибки, пропускал какие-то цифры, но в целом счет стал нашей привычкой, и ребенку одного десятка оказалось мало, мы перешли ко второму десятку.

До этого момента я не нагружала его графическими изображениями цифр, мы только считали предметы. Я пыталась показывать Игнату карточки с точками, для тренировки зрительного восприятия цифр и ассоциаций, но это совсем не заинтересовало сынулю, и я быстро сдалась.

А вот рисование вместо «кошек» точек (как советует Сесиль Лупан) Игнату понравилось, он быстро понял принцип и мы время от времени так упражнялись.

 

Игнат довольно долго считал после 10 очень спутано, было «11-12-16-19» и «20». Потом все сложилось до 16 и долго еще менял местами «17» и «19», хотя уже после 20 до 30 уже все получалось.

 

Запоминаем графическое изображение цифр

Чуть позже,  к занятиям добавились игры с участием цифр во всей их красе.

— мы читали стихи из серии «на что похожи цифры». Хитом у нас стало стихотворение Владимира Степанова «Галочка – считалочка»;

— рисовали вместе циферкам глазки и улыбки;

— играли в билетики на поезд (и усваивали порядковый номер);

IMG_0473

 

 

— раскладывали гостям угощения по тарелочкам (с изображением цифр);

IMG_1175

 

— собирали пазл с изображением на одной части цифры и количеством, например, пингвинов на другом;

Новый точечный рисунок

 

 

— лепили цифры из теста и раскрашивали их пластилином, пока еще тепленькие;

IMG_0470

 

— угадывали на ощупь, доставая их из волшебного мешочка;

— играли с палочками Кюизенера – здесь напрашивается отдельная тема для поста, хотя в интернете очень много вариантов игр с этим пособием, многие из которых мы испробовали.

Сейчас Игнату 3 года и 9 месяцев и он не всегда охотно показывает нужную цифру в отрыве от количества. Возможно потому, что я расслабилась и показываю цифры время от времени, не регулярно. Хотя  в игровой форме, когда вопрос задает не мама, а например какой-то сказочный персонаж, Игнат теряет бдительность и выдает знания, но упорно не может запомнить «9», и только стоит напомнить, что девятка похожа на зверька, который задремал и свесил хвостик, он сразу ориентируется.

 

Черное и красное – чет и нечет

 

После того как мой ребятенок освоил счет в пределах 30-40 мы приступили к понятию «четное – нечетное». Для этого мы делим все что можно поделить (горошинки, счетные палочки, конфетки, всякую мелкую всячину) по тарелочкам, между игрушками, между мамой и папой. Но в повседневной жизни это у нас пока не срабатывает и изображение цифр Игнат по цветам пока часто ошибается. Но я ненавязчиво показываю черные и красные цифры, совмещая это с упражнениями по разделу сокровищ и вкуснятин.

IMG_5814

Поочередный счет у нас происходит частенько совместно с простой игрой в ладошки:

Я кладу на колено Игната свою ладошку – это один, Игнат сверху кладет свою ручку – это два и так далее, по очереди шлепаем и считаем высвобождая «нижнюю» руку.

Или играем в шашки в «Щелкунчика». Игнатка громко и с азартом выкрикивает порядковый номер своего хода, и мы меняемся ролями, играя то в белые то в черные.

Но самостоятельно считать, пропуская четные или нечетные числа Игнат пока не научился.

 

Счет десятками  — пока мы так не считаем. Мне хочется, чтобы Игнат не просто как стишок запомнил «Десять-Двадцать-Тридцать и т.д.», а представлял как то, что это значит количественно.

 

Обратный счет (как ступенька к вычитанию) пока Игнату доступен обратный счет в пределах 5, особенного интереса сам он не проявляет. Обратный счет мы используем в играх с машинками, мячом и в космических полетах – отсчитываем время до старта, перед тем как выключить или включить мультик, свет, воду…

И еще, может это не педагогично, но для пользы дела обратный счет у нас используется, чтобы ускорить вялые движения сынули во время одевания/раздевания или в момент каких-то других просьб мамы или папы, когда Игнат не торопится выполнить.

 

Сложение и вычитание.

К этим упражнениям мы только подступили (около пары месяцев назад). Успех занятий по моему опыту зависит от того, насколько уверенно ребенок ориентируется в понятиях «больше-меньше».

В нашем случае все игры со сложением и вычитанием начинались на пальчиках, счетных палочках, и всяких предметах в процессе сюжетно-ролевых игр и тематических, все больше и больше встраиваясь в повседневную жизнь. Все-таки маме тоже нужно привыкнуть видеть очевидные простые задачки на сложение и вычитание. Главное на начальном этапе было объяснить, что сложить – это значит, прибавить, увеличить. И начинали с единицы прибавляли (т.е. увеличивала на 1) к 1, 2 , 3 и т.д. Так же с вычитанием. На данный момент Игнат может  в пределах 10 посчитать с помощью счетного материала, но часто требуется небольшая помощь, а в пределах 5 соображает в уме.

 

Вот это  вкратце наш опыт общения с миром счета и цифр. И несомненно, продолжение следует…

5 comments on “Математика для самых маленьких: от первых шагов до сложения

  • Оля, какой интересный у вас опыт. Здорово, когда ребенок так увлекается числами, и мамочка всегда рядом. Мне понравилось изучение четных и нечетных чисел на новогодней елочке. Замечательная мысль! Спасибо вам!
    Кстати, «Галочка-считалочка» тоже одна из любимейших наших книжек. Желаю вам удачи в конкурсе!!!

    • Людмила, елочку мы конечно же уже убрали, но это действительно оказалось наглядно — раскладывать числа по возрастанию ( все выше и выше) и четные/нечетные по цвету. Спасибо вам за необычный конкурс, столько много уже интересных участников)

    • Спасибо, Галина! Здорово, когда детки сами проявляют интерес, а маме остается только дать информацию. Я пока это так ловлю момент и наслаждаюсь совместными забавами!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *