Каждый малыш уникален, у каждого свой темп освоения навыков и умений. Но родители могут расширить возможности своего крохи, ведь именно родители, находясь рядом каждый день, могут замечать его маленькие достижения и способствовать их развитию. А заложить потенциал развития на будущее родителям помогут некоторые знания.

Понятие « Зона ближайшего развития » (ЗРБ). Оно введено Л. С. Выготским и показывает

«уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности».

Другими словами, то, что ребенок сейчас делает с помощью взрослого, является перспективой развития в ближайшее время. И чем шире перечень этих совместных дел, тем больше ваш малыш имеет возможностей раскрыть заложенный в него природой потенциал и способности.

Причем эти совместные навыки касаются всех сфер развития малыша. В первую очередь это, конечно, двигательные навыки и навыки самообслуживания, развитие речи, умения играть, общаться. Только представьте сколькому (!) предстоит научиться вашему малышу.

Для начала в приложении к теме о ЗБР несколько слов развитии речи (от года до трех лет), ведь значение речевой функции, переоценить сложно. И знание основных этапов развития речи и возможных проблем позволят родителям своевременно и направленно помогать малышу освоить важное жизненное умение.

Возраст от года до полутора главным образом характеризуется развитием понимания речи. Собственный словарный запас ребенка еще не значителен и одно«слово»может в разных ситуациях употребляться ребенком для обозначения разных действий или предметов (например «ма» — машина, матрешка, маленький). На этом этапе, общаясь с малышом, называйте своими именами окружающие вас предметы. Иногда свое обращение с ребенком можно начать с вопроса «Это что?», и сделав небольшую паузу, сами называйте предмет. Это научит кроху соотносить предметы с их названием.

По мере увеличения словарного запаса (от полутора до двух лет) ребенка играйте и общайтесь, показывая малышу различные предметы или картинки, задавая вопросы: «Что это?», «Как собачка лает?», «Покажи, где собачка?».Читайте ребенку стишки, потешки, пойте песенки. Составляйте короткие рассказы по картинкам. Обязательно используйте приемы, помогающие стимулировать развитие речи. Так, например, в ответ на односложное высказывание малыша, составьте короткий рассказ «по теме», тем самым, показывая крохе, как можно расширить свою речь. Например, малыш говорит: «Бабочка», вы продолжаете «Бабочка очень красивая. Бабочка порхает с цветочка на цветочек». С двухгодовалым малышом уместны упражнения по изучению антонимов: большой – маленький, широкий – узкий, толстый – тонкий, длинный – короткий, высокий – низкий и так далее.

Постепенно, по мере усвоения новых понятий (к двум годам), объясняйте, а затем и спрашивайте ребенка о составных частях предметов (например, в машине рассмотрите фары, руль, бампер, капот и так далее). Когда вы поймете, что ваш малыш уже готов к пониманию не только ситуативной, но и отвлеченной речи –рассказывайте сказки, проводите беседы, провоцируя вашего малыша фантазировать, задавая вопрос «А что будет, если…?». Просите составить небольшие рассказы по картинке, задавая наводящие вопросы, а позже, обходясь без вопросов.

Уровень развития речи вам помогут определить такие ориентиры, как оценка словарного запаса ребенка, количества слов, употребляемых в предложении, употребление притяжательных местоимений, употребление слов в правильном наклонении, множественном и единственном числе.

Болтайте с малышом как можно больше и по любому поводу. Старайтесь, чтобы ваша речь была правильной. Подробно рассказывайте малышу о причинно — следственных связях мира. Все это поможет не только развивать речь, но и послужит для развития мышления ребенка, о чем более подробно читайте в следующей статье.

Запись опубликована в рубрике Полезно знать с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

10 комментариев: Как расширить возможности крохи? Часть 1. Развитие речи

    1. Мария говорит:

      Я, интуитивно, не читая этой статьи, и так все это делаю. Но нам уже скоро 2, а мы кроме мама и папа больше ничего не говорим (

        • admin говорит:

          Мария, а вы не пробовали заниматься по книге «Помогите малышу заговорить» автор Янушко Е.А. (она доступна в сети). там очень много рекомендаций и игр для стимуляции и развития речи.

        • Вера говорит:

          Обязательно сходите к доктору. Причина может крыться в некоторых особенностях проведения нервных импульсов, то есть скорость импульса для одного ушка может отличаться от скорости импульса для другого ушка. Здесь одними занятиями не поможешь. Иногда бывает необходимость посетить врача-генетика, он поможет решить другую проблему, когда не создаются необходимые связи в коре головного мозга. Всего небольшое лечение на недельку и ребенок начинает тарахтеть, так много ему надо сказать.

            • admin говорит:

              Согласна с вами, Вера! Консультация специалиста при любых переживаниях мамы необходима, только важно найти действительно хорошего профессионала. И я бы для начала обратилась к неврологу и логопеду.
              И действительно иногда отсутствие речи говорит о возможных многих серьезных проблемах — это как айсберг.

    1. ЛенаSfinks говорит:

      У нас малышу 2 года. Абсолютно не хочет увеличивать свой словарный запас, хотя все прекрасно понимает. Он, как Эллочка-Людоедка строит комбинации и фразы из своего небольшого словарного запаса. При этом не пойму в чем дело — во мне или в ребенке. Вроде всех воспитываю одинаково, читать любим, слушать, заниматься.. Но вот старший сын уже в 1,5 года Барто наизусть знал, а младший упорно а не хочет новые слова применять. Один раз скажет, если слово не нравится, больше не говорит его. В итоге у нас в запасе слов 25-30. Но при этом фразы строит из 3-4 слов.

        • admin говорит:

          Все же детки разные, а иногда для того чтобы ребенок разговорился нужен какой-то эмоциональный толчок. И этим толчком может быть что-то совсем непредсказуемое от посещения зоопарка и общения с животными до какого-то стресса (например расставание с мамой). У нас таким толчком была поездка в гости к бабушке и дедушке. Игнатке тогда было 1 год и 2 месяца, и буквально за один день словарный запас увеличился очень заметно. Лена, терпения вам)))

            • ЛенаSfinks говорит:

              Ну у нас расставание с мамой в 2 года уже не стресс. Причем давно не стресс. Он довольно быстро привыкает к чужим людям. Вернее, особо на них внимания не обращает — занимается своими делами. Да, я готова к тому, что он еще долго не заговорит. Будь это первый ребенок, я бы напрягалась. А тут я спокойна. Я ведь вижу как он развивается. Просто да, особенность такая. Спасибо Вам за пожелания!

    1. Анна говорит:

      Из курса психологии помню про зону ближайшего развития, а вот то, что оказывается эти действия стимулируют ее — узнала из статьи. Спасибо, что помогли связать теоретические знания и интуитивные :)

        • admin говорит:

          Анна, очень рада, что вам статья оказалась полезной, а информация в ней новой, особенно, учитывая ваши профессиональные познания (я подсмотрела у вас на сайте)))). Спасибо, вам за внимание к моему блогу)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>




target=»_blank» rel=»nofollow»> style=»width:88px; height:31px; border:0;» alt=»Яндекс.Метрика» title=»Яндекс.Метрика: данные за сегодня (просмотры, визиты и уникальные посетители)» onclick=»try{Ya.Metrika.informer({i:this,id:23445439,lang:’ru’});return false}catch(e){}»/>





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *